Юные геологи России ∙ Всероссийская открытая полевая Олимпиада
Главная

История

Введение

Геология - наука о строении и истории развития Земли. Основные объекты исследований - горные породы, в которых запечатлена геологическая летопись Земли, а также современные физические процессы и механизмы, действующие как на ее поверхности, так и в недрах, изучение которых позволяет понять, каким образом происходило развитие нашей планеты в прошлом.

Геология как наука возникла сравнительно недавно в результате больших обобщений, но корни ее теряются в глубокой древности. Люди начали изучать Землю на первых этапах своего существования. В каменный век люди добывали из Земных недр определенные сорта камней, в бронзовый - медь и олово, в железный - железо. Добывать указанные материалы люди могли лишь при тщательном изучении строения земной коры, ее особенностей.

В последней трети XVIII и в XIX в. в результате промышленного переворота радикально изменилась энергетическая база промышленности, нашла универсальное применение паровая машина, появились железные дороги, возникла новая отрасль промышленности - машиностроение. Все это потребовало огромного количества металлов и привело к замене древесного топлива минеральным. Горная промышленность начала быстро развиваться. Все это сказалось и на развитии геологических наук. Уже в XVIII в. началось интенсивное изучение геологического строения большинства европейских стран. В России такие исследования проводились еще при Петре I, но особенного развития они достигли во второй половине XVIII и в начале XIX в., когда были организованы крупные экспедиции в различные районы нашей страны. К XVIII в. относится и появление первых технических высших горных школ. Однако до конца XVIII в. геологии как самостоятельной науки еще не было.

В России после открытия в 1773 г. Горного училища появились первые руководства по геологическим наукам, в 1829, 1841 и 1845 гг. были изданы первые геологические карты Европейской России.

В середине XIX в. как самостоятельная наука выделилась геофизика. Были достигнуты большие успехи в деле изучения глубоких недр и строения земного шара при помощи сейсмологических и гравиметрических методов. Во второй половине XIX в. оформилась как самостоятельная наука гидрогеология. Были высказаны близкие к современным идеи о развитии рельефа Земли и тем самым положено начало обособлению геоморфологии.

Во второй половине XIX в. в России выявилась группа крупнейших геологов. «Отцом русской геологии» справедливо называют академика А.П. Карпинского. Он первый составил палеогеографические карты Европейской России и объяснил морские трансгрессии волновыми колебательными движениями земной коры. А.П. Карпинский одним из первых применил онтогенический метод в палеонтологии. Он основал школу геологов-петрографов в Петербургском горном институте. Другим крупнейшим геологом и кристаллографом был академик Е.С. Федоров, заложивший основу современного структурного анализа кристаллов и создавший теорию пространственных групп симметрии. Выдающимся достижением русской геологии конца XIX в. было зарождение эволюционного почвоведения, развиваемого геологом-почвоведом проф. В.В. Докучаевым.


А.П. Карпинский (1847–1936)

Уже к началу ХХ века была подготовлена почва для дальнейшего распространения геологических знаний среди учащейся молодежи, создания системы подготовки будущих геологов.

Юные геологи в Советском союзе

В советское время, в период индустриализации страны перед правительством встала проблема геологического изучения огромных территорий. Требовались специалисты-геологи, способные выявлять новые месторождения полезных ископаемых и осваивать их. Профессионально подготовленных геологов было мало. Вот почему появилось обращение правительства к органам образования, учителям географии, школьникам совершать геологические походы с целью сбора минералов и пород, описания их местонахождения и представлении отчетов в геологические организации. Широко пропагандируется романтика геологического поиска. Известны многочисленные примеры, когда образцы, найденные и доставленные юными следопытами, дали толчок для поиска и разведки месторождений полезных ископаемых.

Первые попытки организации массовых геологических походов и кружков юных геологов относятся к началу тридцатых годов прошлого века. Это были отдельные разрозненные мероприятия. Например, отдел Технической пропаганды геологоразведочного бюро газовых месторождений Народного комиссариата тяжелой промышленности выпустил в 1932 году брошюру с броским заголовком: «Турист, охотник, краевед – в поход за природным газом».

Энергичная попытка централизации массового геологического движения была сделана в 1935 году. В это время на страницах газет и журналов все чаще стали появляться материалы по геологическому исследованию нашей страны силами молодых людей.

Первый геологический кружок школьников, в предвоенные годы называвшихся юннатами-геологами, был организован при Саратовском областном музее краеведения сотрудником А. Коротковым в конце 1936 года. Первоначально этот небольшой коллектив состоял из 4 увлеченных ребят, для которых проводились занятия в основном по палеонтологической тематике, так как они чаще всего самостоятельно собирали многочисленную ископаемую фауну по берегам Волги и в глубоких оврагах. В начале лета 1937 года численность ребят достигала 21 человека и в окрестностях города были совершены первые организованные геологические экскурсии школьников.

В июне 1938 года этот коллектив совершил первую дальнюю экспедицию в Сталинградской области с целью изучения разрезов каменноугольных отложений. В архиве областного музея краеведения сохранилось описание похода, из которого стоит привести две фразы, отражающие насколько ребята были увлечены этой деятельностью: «…Особую радость среди ребят возбудила находка пласта с отпечатками трилобитов.… Всего ребятами было собрано 5 пудов образцов».

В Свердловске, ныне Екатеринбурге, в эти же годы активное участие в геологических походах и занятиях в минералогическом кружке принимали многие ребята города. С их помощью была организована выставка минералов Урала в специальной комнате во Дворце пионеров и школьников, красочно расписанной по мотивам сказов П.П. Бажова.

Сразу же после Великой Отечественной войны объемы геологоразведочных работ в стране значительно возросли. Интенсивными темпами выявлялись и оперативно разведывались крупные месторождения полезных ископаемых, комплексно разведывались целые регионы. Были развернуты крупномасштабные работы на нефть и газ, уран, начались поиски кимберлитовых трубок в Якутии, проводились работы по выявлению железорудных месторождений, резко увеличились объемы гидрогеологических работ, бурно развивалась геологическая наука. Открытия следовали одно за одним – начинался «Золотой век» геологии. Необычайно высоко поднялась профессия геолога, а потребность в молодых кадрах многократно возросла.

В 1946 году на базе Комитета по делам геологии при Совете Министров СССР было организовано Министерство геологии СССР, более четырех десятилетий игравшее огромную роль в деле развития детско-юношеского геологического движения. Вся эта работа была возведена в ранг государственной политики. Министерство геологии и Министерство просвещения стали регулярно организовывать семинары, совещания, конференции по юношескому геологическому движению. Изучался, обобщался и распространялся лучший опыт. Школами такого опыта были Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинск, Нижний Тагил. На развитие этого дела выделялись немалые целевые финансовые ресурсы.

Были переизданы научно-популярные книги А.Е. Ферсмана, В.А. Обручева, других видных ученых и специалистов. Появились специально написанные для детей и юношества в серии «Библиотека участника геологических походов» краткие пособия: «Что такое рудные месторождения, где и как их искать» Ф.И. Вольфсона, «Как искать олово» Е.А. Радкевич, «Полезные ископаемые и их поиски» С.Ф. Лугова, «В поход, юные геологи» М.А. Меньшиковой и другие. Главной целью работы с молодежью стало не только получение общегеологических знаний, умения и навыков работы с минералами и породами, но и проведение летних полевых сезонов с выполнением геологических заданий. Не обошлось в юношеском геологическом движении и без слетов, где организовывались соревнования в умении делать съемку, пользоваться приборами, брать образцы и пробы, защищать отчеты и даже выполнять конкретные поиски различных полезных ископаемых. А в зимнее время – камеральные работы, конференции, геологические олимпиады, общение с учеными и геологами-практиками. Результатом всей этой деятельности были глубоко профориентированные абитуриенты, становившиеся затем высококлассными геологами.


Из «Библиотечки участника геологического похода»

В 1966 году в г. Златоусте на территории Ильменского заповедника был успешно проведен первый Всесоюзный слет юных геологов. В период с 1966 по 1990 гг. состоялись восемь таких слетов с периодичностью раз в три года. На регулярно проводящихся слетах любого уровня – от Всесоюзного до областного – ребята отчитывались по выполненным работам и участвовали в различных прикладных геологических состязаниях и конкурсах. Победителям конкурсов и соревнований вручались дипломы и почетные грамоты, рекомендации для поступления в ВУЗ на геологическую специальность. С 1975 года проводилось награждение знаками: «Юный геолог СССР», которые вручались наиболее активным кружковцам и участникам геологических походов. По неполным данным в период с 1975 по 1990 гг. такой знак получили 8 тысяч юношей и девушек. В некоторых регионах ввели свои местные награды для юных геологов.

Знак «Юный геолог СССР» III Всесоюзный слет юных геологов, Свердловская обл., 1974

В новой России

В связи с распадом СССР, стройная система управления и поддержки детско-юношеского геологического движения перестала существовать. Однако, движение юных геологов не умерло благодаря самоотверженным усилиям энтузиастов – геологов и педагогов. С 1999 года организацией и координацией в области движения в стране занималось Российское геологическое общество.

Понимая, что движение юных геологов остро нуждается в современной, научно-обоснованной концептуальной модели, которая, с одной стороны, опиралась бы на новые социально-экономические реалии, а с другой, учитывала бы предшествующий позитивный опыт в этой сфере, был создан квалифицированный коллектив ученых, педагогов и практиков, который решал эти проблемы. В ходе исследований было аккумулировано все лучшее, что было наработано к настоящему моменту. Разработанная модель послужила ориентиром и своеобразным руководством в деятельности кружков и объединений юных геологов, показывая пути и наиболее эффективные подходы в работе с ними в изменившихся социально-экономических условиях. Полученные материалы были направлены во все образования юных геологов. Нельзя не отметить огромный творческий вклад в создание этих документов многих ученых и специалистов из разных регионов: Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Перми, Ростова под руководством Виктора Филипповича Рогова, Виктора Петровича Орлова, Андрея Федоровича Морозова, Анатолия Константиновича Корсакова и др.


IV Всероссийский слет юных геологов, Геологическая школа МГУ

С 2004 года Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) приняло от Министерства природных ресурсов Российской Федерации эстафету по поддержке детско-юношеского геологического движения и, совместно с Российским геологическим обществом, вкладывает немало сил и ресурсов в подготовку таких мероприятий, как полевые олимпиады, являющиеся ключевым моментом работы с юными геологам. Они помогают воспитанию настоящих знатоков своего дела, любящих свою родину и способствуют решению важных экономических задач, стоящих перед страной, благодаря проведению Всероссийских олимпиад воссоздаётся система преемственности поколений, накапливается и распространяется уникальный опыт исследования земных недр, налаживаются партнёрские и дружеские отношения между соседними государствами.

Сейчас перед геологической отраслью стоит очень важная задача по восстановлению престижа профессии геолог, уделяя особое внимание делу подготовки подрастающего поколения. В настоящий момент детско-юношеское геологическое движение насчитывает свыше 100 организационных структур в более чем 50 регионах России. В нем участвуют порядка 20 тысяч школьников и молодежи. Регулярно проводятся Всероссийские полевые олимпиады юных геологов, Всероссийские геологические олимпиады «Земля и человек», Всероссийские конкурсы лучших работ и выставки достижений юных разведчиков недр, зимние лагеря, геологические походы и экспедиции. Подготовлены и изданы лучшие учебные пособия и программы для школьников по геологии. Усилиями ученых-геологов и педагогов-практиков создана общероссийская информационная база данных на электронных носителях. Усовершенствована методика проведения соревнований юных геологов, увеличено число их видов, подготовлены высококвалифицированные судейские кадры. Регулярно освещается работа с юными геологами на страницах общероссийских изданий. Созданы и активно работают региональные объединения юных геологов. Таким образом, можно говорить о воссоздании общенациональной системы и структуры детско-юношеского геологического движения в стране.

Размах и уровень организации проведения полевых олимпиад юных геологов за последние годы - в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Уфе, Красноярске, Ростовской, Томской областях, Республике Татарстан, Тюменской области, Кемерово подтверждает, что детско-юношеское геологическое движение прочно стоит на ногах, год от года развивается и набирает обороты, играет важную роль в формировании единого экономического пространства и будущего стран СНГ, в подготовке специалистов-геологов. Для многих школьников поворотной точкой в выборе будущей профессии стало участие в геологических кружках и в олимпиадах. Ранняя профориентация позволяет ребятам узнать тонкости профессии геолога, дает возможность определиться со своим будущим - этому ли делу они хотят посвятить всю свою дальнейшую жизнь.

По инициативе Федерального агентства по недропользованию Всероссийская открытая полевая олимпиада юных геологов впервые была включена в Государственную программу по патриотическому воспитанию граждан на 2011–2015 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 №795, а в новой Программе на 2016–2021 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. №1493 было дано поручение Минобрнауки России и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывать поддержку некоммерческим организациям, молодежным и детским общественным объединениям, организующим научные экспедиции в сфере геологии, экологии и иных наук. В настоящий момент в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. №1239 «Об утверждении правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» и от 19 декабря 2015 г. №1381 «О порядке предоставления и выплаты грантов Президента Российской Федерации для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности» и от 24 июня 2017 г. №741 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Роснедрами ведется работа по включению Олимпиады в формируемый перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений на 2018–2019 гг.

Включение Всероссийских олимпиад юных геологов в Государственную программу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации – очень важный фактор для дальнейшего развития и совершенствования детского юношеского геологического движения, и достижения целей по дальнейшему формированию патриотического сознания молодежи и возрастания социальной активности.

Прошедшая в августе 2017 года в Кемеровской области «XI Всероссийская открытая полевая олимпиада юных геологов» ещё раз показала, что такие слеты юных геологов воспитывают у детей чувство гордости и любви к своей Родине, ответственности за сохранение и приумножение богатейших природных ресурсов, прививают основы национальной культуры у детей, возрождение культурного наследия нашей страны, а также дается импульс новым взаимоотношениям между детскими геологическими организациями и теми компаниями, организациями и фондами, которые должны их поддерживать. Более того, во время Олимпиады ребята нарабатывают богатейший опыт, который невозможно получить, сидя за компьютером или в студенческой аудитории.

Всесоюзные и Всероссийские слеты юных геологов

Яндекс.Метрика